Опубликовано school80 - пн, 07/29/2019 - 12:45

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ

ИЗ ИСТОРИИ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ В РОССИИ

1. СОЮЗ НАРОДНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия, и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей состоялся еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня учителей и являлся своеобразной формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан «Союз народных учителей», объединивший демократически настроенных работников образования, но в большей мере учителей.

В 1905-1907 годах на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В эти годы, в так называемые «дни свобод», когда появилась возможность легальной работы, в образовании возник целый ряд общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так, 12 марта 1905 года в С-Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания «Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию».

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников этого съезда, в основном, сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

2. ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ УЧИТЕЛЕЙ

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро, на Съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп. На этом Съезде 9 июня1905 года было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения являлось характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в С-Петербурге состоялся II -й Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединение их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся III Съезд Союза, который, в основном, отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

Через год состоялся IV Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений «О непосредственных задачах профессиональной борьбы». Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России, ослабла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) был проведен очередной Всероссийский Съезд, который предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

И только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял новое название - Всероссийский учительский Союз (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

3. СОЮЗ УЧИТЕЛЕЙ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТОВ

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против советской власти, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава учительского Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону советской власти. Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

4. СОЮЗ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На Съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работни- ков просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросвет учреждений России.

В сентябре 1934 года профсоюз работников просвещения РСФСР был разукрупнен на 8 профсоюзов: профсоюзы работников начальных и средних школ РСФСР, Белоруссии, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политико-просветительских учреждений.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В апреле 1953 года профсоюзы работников высшей школы и научных учреждений, политико-просветительских учреждений, работников искусств, полиграфических работников и печати объединились в профсоюз работников культуры.

В ноябре 1955 года профсоюз работников высшей школы и научных учреждений выделился из профсоюза работников культуры.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР, как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках, был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

В августе 1957 года постановлением ВЦСПС «Об объединении профессиональных союзов» профсоюзы работников просвещения союзных республик и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объединены в один профсоюз - профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Этим же решением была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза.

5. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СССР

В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР, профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

6. ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Профсоюз как правопреемник республиканского комитета профсоюза был создан 27 сентября 1990 года на Учредительном Съезде Профсоюза. Первым Председателем Профсоюза был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности 13 лет до августа 2003 года.

Учредительный Съезд проходил в сложных социально-экономических условиях. Низкий уровень заработной платы в отрасли, большая наполняемость групп и классов, отсутствие достаточных материальных стимулов к качественному труду и др. проблемы приводили к повсеместному созданию забастовочных комитетов. Профсоюзные организации осваивали новую форму борьбы - забастовку.

В этих условиях Профсоюз отказывается от многих устаревших функций, провозглашает себя независимым от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, политических партий и других общественных объединений, вносит существенные изменения в Устав Профсоюза, вырабатывает новую программу деятельности, провозглашает в качестве главной - функцию защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов учителей и других работников отрасли.

Важным этапом в жизни Профсоюза стал IV (внеочередной) Съезд, который проходил в сентябре 2003 года. На нем была принята дополнительная программа мер по обеспечению защиты социально-трудовых прав членов Профсоюза, увековечена память первого Председателя Профсоюза В.М. Яковлева в форме ежегодной Премии Профсоюза его имени и избран новый Председатель Профсоюза - Меркулова Г.И. За последние годы Профсоюзу удалось добиться повышения заработной платы работников отрасли, что позволило несколько сократить разрыв в оплате труда работников отрасли с промышленностью.

Особой заботой Профсоюза в этот период явилось развитие договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования.

Активизировалась работа на международном уровне, она стала одним из важных внешних условий в решении внутренних проблем учителей, преподавателей.

Являясь с 1995 года членской организацией Интернационала образования и, таким образом, членом международной семьи почти 300 профессиональных организаций работников образования из 150 стран мира с общей численностью более 25 миллионов человек, Профсоюз участвует в отстаивании интересов учителей, других работников образования, в повышении их статуса, в защите профсоюзных и профессиональных прав.

Интернационал образования сыграл важную роль в представлении интересов Профсоюза при рассмотрении в Международной организации труда (МОТ) заявления о нарушении Правительством РФ Конвенции 95 «О защите заработной платы».

Благодаря членству в международной организации, Профсоюз имеет прямой выход на международное образовательное информационное пространство, получает оперативную информацию о политике, осуществляемых реформах, тенденциях в подходах к развитию образования.

Профсоюз представлен в Европейском комитете Интернационала - руководящем региональном органе. Председатель Профсоюза Г.И. Меркулова избрана Вице-президентом Европейского комитета. Профсоюз регулярно участвует в международных и региональных конференциях, заседаниях «круглых столов».

В отрасли сложилась многоуровневая система социального партнерства, включающая Отраслевое соглашение, региональные, территориальные соглашения и коллективные договоры в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Благодаря развитию социального партнерства в 2001-2004 годах удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе и молодым учителям.

Важное место в деятельности Профсоюза, его территориальных организаций стала занимать защита социально-трудовых прав работников образования в досудебных и судебных органах в связи с многочисленными и длительными задержками выплаты заработной платы работникам образования.

Значительные меры были предприняты по развитию профсоюзного контроля за созданием условий труда, соответствующих требованиям безопасности рабочих мест, обучению профсоюзного актива по охране труда, обеспечению комитетов профсоюза необходимой нормативно- правовой документацией и др.

Внеочередной Съезд Профсоюза призвал профсоюзные организации к значительному усилению внимания вопросам аттестации рабочих мест, создания системы постоянного мониторинга кадровой ситуации в отрасли, повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических работников, разработки мер по участию в решении жилищных, медицинских и пенсионных проблем работников отрасли.

В апреле 2005 года состоялся очередной V Съезд, на котором подведены итоги пятилетней деятельности Профсоюза по защите социально-трудовых прав работников образования.

На Съезде особо подчеркивалось, сто понимая исключительную важность участия Профсоюза в формировании нового законодательного поля, в особенности касающегося правового статуса работника образования в социально-трудовой сфере, усиления его социально-правовой защиты, а также обеспечения нормального функционирования системы образования в целом, Профсоюз разрабатывал и вносил свои законодательные предложения и способствовал закреплению в федеральном законодательстве многих защитных норм.

При этом особое внимание было уделено работе над Трудовым кодексом Российской Федерации и по обеспечению его реализации.

В результате удалось закрепить в этом основополагающем законе о труде важные и значимые для работников отрасли защитные положения.

В ходе подготовки дополнений и изменений в Трудовой кодекс РФ две трети из 40 поправок к нему, подготовленных ЦК Профсоюза вместе с территориальными организациями, вошли в состав предложений от профсоюзной стороны РТК.

Профсоюзу удалось добиться определенных позитивных изменений в области пенсионного обеспечения работников образования, в частности сохранить пенсию за выслугу лет работников образования в виде досрочной трудовой пенсии. По данным Пенсионного фонда РФ на 31 декабря 2004 г. досрочно трудовую пенсию получали почти 504 тыс. человек; продолжали работать, одновременно получая эту пенсию, - более 435 тыс. чел.

При этом размер средней ежемесячной пенсии педагогических работников составил 1981 руб. 86 коп., то есть превысил размер ставки 13 разряда ЕТС. Это значит, что за 12 месяцев каждому работающему пенсионеру в среднем дополнительно к заработной плате выплачено около 24 тыс. рублей.

Совместно с Министерством образования, а затем и с Федеральным агентством по образованию, проводилась работа по созданию отраслевой пенсионной системы. Принято Положение об отраслевой пенсионной системе, подготовлены и переданы в Правительство законодательные предложения по государственной поддержке отраслевой пенсионной системы.

Профсоюз добился сохранения с 2005 года на федеральном уровне, в Законе РФ «Об образовании», права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках).

Требования и предложения Профсоюза по сохранению действующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности в ходе осуществляемой реформы жилищно-коммунального хозяйства были учтены в Федеральном законе от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ. И по результатам Всероссийской забастовки работников образования, здравоохранения и культуры нашли отражение в решении РТК от 2 ноября 2004 г.

Было отмечено, что за отчетный период существенно возрос потенциал социального партнерства в отрасли как фактор, влияющий на повышение уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

В течение отчетного периода в рамках реализации обязательств по Отраслевому соглашению с Министерством образования РФ ЦК Профсоюза участвовал в проведении социально-педагогических исследований, позволяющих оценить фактическое состояние кадрового обеспечения сельской школы, соблюдение прав работников образования на селе в сфере трудовой деятельности, а также в выборочном мониторинге кадрового обеспечения учреждений общего образования ряда регионов.

Проведенная совместно с Министерством образования РФ Всероссийская конференция молодых учителей и воспитателей образовательных учреждений способствовала привлечению внимания к материальным, жилищно-бытовым и другим проблемам молодых учителей, что наглядно видно по обязательствам сторон многих региональных соглашений.

Получило дальнейшее развитие договорное регулирование социально-трудовых отношений в учреждениях высшего профессионального образования: - существенно увеличилось количество вузов, где эти коллективные договора заключаются; повысилась эффективность заключаемых коллективных договоров.

Большое внимание на Съезде Профсоюза было уделено и другим направлениям деятельности профсоюзных организаций, в том числе информационной работе, обучению кадров и актива, практике внутрисоюзной работы.

^ Наверх